Психолого-педагогический консилиум

 

Психолого — педагогический консилиум – это механизм управления качеством образования.
Приказ о создании психолого-педагогического консилиума № 87/1 от 14.11.2019  ознакомиться
Положение о психолого-педагогическом консилиуме Утв. 14.11.2019 ознакомиться

Распоряжение Минпросвещения России «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»

№ Р-93 от 09.09.2019 ознакомиться

План работы психолого-педагогического консилиума

на 2020-2021 уч.год. ознакомиться

График проведения заседаний

психолого-педагогического консилиума

 на 2020-2021 уч.год ознакомиться

 

Как работает и для чего создан психолого - педагогический консилиум в ДОУ ?

На заседаниях ППк в детском саду заслушиваются данные воспитателей и специалистов о динамике развития детей, а также результаты психологического и логопедического обследования детей,  имеющих трудности в освоении образовательной программы. На консилиуме принимается коллегиальное решение, которое носит для родителей рекомендательный характер (рекомендовать прохождение ТПМПК, начать реализацию плана поддержки ребенка, посетить врачей-специалистов или продолжить наблюдение за динамикой развития).

Все данные консилиума заносятся в протокол, председатель ПМПК знакомит родителей с протоколом под роспись и выдает заключение.

Это необходимо для того, чтобы вовремя сообщить родителям о проблемах ребенка, заручиться поддержкой и пониманием родителей, вместе с родителями определить возможные направления образовательного маршрута.

Если Вашему ребенку по результатам ППк предложен план поддержки ребенка в ДОУ?

Это значит, мы надеемся, что сможем помочь вашему ребенку силами педагогов и специалистов нашего детского сада. План поддержки - это стратегия успешности вашего ребенка. После подписания протокола ППк и вашего согласия на реализацию плана поддержки, вас пригласит для беседы педагог-психолог . Вместе с педагогом-психологом вы обсуждаете направления стратегии успешности и варианты вашего участия в реализации плана.

Заседания ППк проходят в каждой группе с периодичностью не менее 1 раза в полугодие. На консилиумах принимаются решения о результативности действий по поддержке успешного развития ребенка и внесении необходимых корректив.

Если же Вам рекомендовано пройти ТПМПК (территориальную психолого-медико-психологическую комиссию), значит специалисты, педагог-психолог, проведя обследование вашего ребенка, видят проблемы, которые требуют участия дополнительных специалистов и врачей (см. ниже направление на ТПМПК).

Направление на ТПМПК

Если Вы, познакомившись с протоколом консилиума в ДОУ, согласны на дальнейшее прохождение ТПМПК  с целью определения оптимального образовательного маршрута, а  значит и вида образовательного учреждения, которое сможет наилучшим образом обеспечить потребности вашего ребенка, тогда Вам следует обратиться педагогу-психологу, который подробно объяснит вам ваши дальнейшие действия, оформит необходимые документы.

Уважаемые родители! Прохождение с ребенком ТПМПК - это ваше право на получение бесплатной коррекционной помощи, а не обязанность. Здесь решение принимаете Вы! На любом этапе прохождения ТПМПК или ожидания  получения места в другом детском саду Вы можете отказаться и продолжить посещение нашего детского сада.

Своевременное сообщение родителям коллегиального решения об имеющихся у вашего ребенка проблемах и трудностях  - это обязанность педагогов детского сада.

Почему необходимо коллегиальное принятие решения?

Чтобы избежать предвзятого отношения к ребенку, сопоставить наблюдения всех педагогов, взаимодействующих с ребенком и принять верное решение.

Давайте вместе с вами договоримся, как оказать вашему ребенку помощь и поддержку наилучшим образом

 

Целями деятельности ППк  является коллективная разработка и планирование комплексной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей.

 

Задачи ППк:

своевременное   выявление   и   комплексное   обследование   детей,   имеющих отклонения в адаптации, развитии и поведении;

- профилактика   физических,   интеллектуальных   и   эмоционально-личностных перегрузок воспитанников;

- выявление резервных возможностей развития детей; определение  характера,  продолжительности  и  эффективности  специальной   помощи  исходя  из  имеющихся  в  данном  образовательном учреждении возможностей;

- разработка  программы коррекционных мероприятий с целью преодоления отклонений в развитии детей;

- консультирование     в     ходе     разрешения     сложных     или     конфликтных педагогических ситуаций;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, диагностику его состояния;

- организация     взаимодействия     педагогов     и     специалистов     учреждения, участвующих в деятельности ППк, формирование целостных представлений о причинах, характере, возможных трудностях ребенка.

Обязанности специалистов консилиума

Председатель:

разработка и хранение документации ППк;

- составление плана работы на учебный год;

- информирование руководителя о необходимости заключения договоров и заявлений с родителями, предоставление необходимых материалов;

- подготовка и организация плановых и внеплановых заседаний консилиума;

- информирование родителей о заключении ППк, обсуждение рекомендаций консилиума.

Воспитатель:

- проведение необходимой диагностики;

- подготовка материалов к консилиуму (педагогическая характеристика);

- участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе;

 - индивидуальная развивающая работа с ребенком, а также координация работы других специалистов;

- не позднее, чем за 3 дня до проведения ППк сбор информации от специалистов о динамике развития ребенка за период, прошедший с момента последнего консилиума.

Педагог-психолог:

- изучение состояния психологического развития ребенка;

- подготовка материалов к консилиуму (представление);

- предоставление на консилиуме необходимой информации ведущему специалисту;

- участие в разработке стратегий сопровождения, планирование форм и направлений в работе.

Обследование ребенка проводится каждым специалистом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизиологической нагрузки на воспитанника.

Регламент работы ППк

Деятельность ППк осуществляется по разработанному плану, составленному на учебный год.

Плановые ППк проводятся не реже 1 раз в полугодие: в кризисные периоды развития детей, на этапах их перехода с одной ступени образования на другую.

Деятельность планового консилиума ориентировано на решение следующих задач:

- определение путей психолого – медико – педагогического сопровождения детей;

- выработка согласованных решений по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей;

- динамическая оценка состояния ребенка, группы и коррекция ранее намеченной программы.

Деятельность ППк включает в себя три этапа:

1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь)

В сентябре на плановом подготовительном заседании ППк оформляются  бланки первичных документов.

 На консилиум направляются  дети, имеющие нарушения в  психофизиологическом развитии. С родителями (законными представителями) заполняется заявление на согласие. Руководитель ДОУ информирует родителей воспитанника об условиях его обследования и сопровождения. В случае несогласия оформляется отказ.

На консилиуме выступают все специалисты по каждому из воспитанников, обозначив индивидуальные трудности детей и предложив свои рекомендации по проведению дальнейшей коррекционно – развивающей работы.

После обсуждения и анализа представленной информации заполняется коллегиальное заключение ППк, которое содержит обобщенную характеристику структуры нарушения развития ребенка (без указанного диагноза) с общими рекомендациями.

Затем разрабатывается индивидуальная программа развития для каждого ребенка в соответствии с возможностями ДОУ. Индивидуальная программа развития  предполагает совместное определение содержания коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, основных ее целей и направлений.

Также оформляются:

- Журнал записи детей на ППк, в который вносятся Ф.И.О., дата рождения детей, направленных на консилиум, повод обращения и инициатор;

- Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов ППк , который заполняется на каждом заседании;

- Журнал сведений о динамике развития воспитанников, который заполняется ведущим специалистом не позднее, чем за три дня до повторного заседания  ППк.

Протокол ППк оформляется секретарем консилиума не позднее, чем через 3 дня после его проведения и подписывается председателем и всеми членами ППк. Председатель и члены ППк несут персональную ответственность за конфиденциальность информации о ребенке, полученной в процессе работы консилиума.

При отсутствии в ДОУ оптимальных условий, адекватных индивидуальным особенностям воспитанника или же при необходимости более углубленной диагностики, специалисты консилиума ДОУ рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в городскую психолого – педагогическую комиссию (ППК).

Коллегиальное заключение консилиума доводится до сведения родителей (законных представителей) на индивидуальных консультациях в доступной для понимания форме. Только после этого осуществляется коррекционно – развивающая работа с детьми.

2 этап – промежуточный (ноябрь, февраль)

На втором плановом заседании обсуждаются представленные специалистами результаты обследования детей, имеющих отклонения в психоречевом развитии.

В феврале проводится третье плановое заседание, на котором специалисты анализируют динамику состояния ребенка на основании результатов промежуточного обследования. Все данные фиксируются в журнале сведений о динамике развития воспитанников. Для детей с низким показателем изменяются и дополняются рекомендации программы индивидуального развития.

3 этап – итоговый (апрель-май)

В апреле – мае ППк анализирует результаты коррекционно – развивающего обучения каждого ребенка на основании динамического наблюдения и принимает решение о его дальнейшем обучении. Изменение типа образовательного учреждения осуществляется при наличии письменного согласия на это родителей (законных представителей). В случае перевода ребенка в другую образовательную систему оформляется выписка из карты развития, которая выдается родителям (законным представителям) по запросу из образовательного учреждения, в котором будет обучаться (воспитываться) ребенок.

В течение года проводятся внеплановые заседания ППк  по запросам специалистов, организующих коррекционно – развивающее обучение с детьми, а  также по запросам родителей (законных представителей) воспитанников. Поводом для внепланового ППк является отрицательная динамика обучения и развития ребенка.

ВАЖНО!

- При направлении ребенка на ППК  коллегиальное заключение консилиума образовательного учреждения выдается родителям (законным представителям) на руки.

- В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ППк могут направляться только по  запросу.